Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

  

        

«СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ» 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

Детский сад №124 

комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербурга

  

    

Советы ЛОГОПЕДА

 

 

     Советы ЛОГОПЕДА  

 

 

 

      

Что значит «контроль над речью ребёнка» в повседневной практике

 

1.                       Громкость голоса. Следим, чтобы голос ребёнка был достаточно тихим. Ребёнок повышает голос, если возбуждён, обижен, запыхался, находится далеко. Усиление громкости голоса снижает качество речи, убыстряет темп, нарушает плавность, путает мысли, сбивает ритм дыхания, провоцирует запинки в речи.  Исходя из этого- реагируем: если нужно, подойдём ближе; ласково попросим успокоиться и сказать тише; выслушаем ребёнка. Приём работы: контролируем громкость собственного голоса: услышав тихую речь, ребёнок автоматически подстраивается под громкость нашего голоса. Ребёнка, говорящего слишком тихо, в первое полугодие мы не исправляем, чтобы не спровоцировать негативизм на занятиях и в поведении.

2.                 Темп речи. Если ребёнок говорит тихим голосом, то темп речи обычно соответствует норме. Замедленный темп речи у ребёнка мы не исправляем, так как это может спровоцировать логоневроз. При эмоциональном возбуждении происходит нарушение темпа в сторону ускорения. Исходя из этого, реагируем: просим говорить тише, попросим не торопиться (мы никуда не торопимся), спокойнее (потому что так понятнее для окружающих). Приём работы: взрослый должен говорить тихо и несколько утрированно замедленно.

3.                 Интонирование речи. Интонационная бедность (отсутствие модуляций, монотонность) лишает речь эмоциональных красок, настроения. Чаще всего так говорит ребёнок тревожный, испуганный, стеснительный, малоэмоциональный. Приём работы: НЕ исправляя ребёнка (НЕ прося его повторить за нами), взрослые САМИ повторяют за ребёнком фразу, но с живыми интонациями. Таким образом, ребёнок чувствует, что его услышали и, кроме того, получает ОБРАЗЕЦ правильной живой речи. Кроме того, таким детишкам полезно давать для заучивания стишки-диалоги, вовлекать в инсценировки.

      Речевое дыхание. В идеале фраза произносится на паузе или на выдохе. Ребёнка мы обучаем говорить на выдохе (в основном). Правило: «подумай- вдохни- говори на выдохе». Если ребёнок говорит возбуждённо, на вдохе- то доброжелательно просим его остановиться, подышать, и тихо на выдохе сказать то, что хотел. Приёмы работы: пропевать фразы на выдохе; петь песни; проводить игру «Добавь словечко»: сначала на выдохе произносится одно слово, затем два,….десять (слова повторяются уже произнесённые плюс одно новое, по возрастанию). Так же проводится игра по удлинению предложений: «Кошка на окошке. Кошка сидит на окошке. Пушистая кошка сидит на окошке….и т.д.». Кроме того, эти игры развивают слуховую память.

5.           Звукопроизношение. Если ребёнок рассказывает что-то от души, эмоционально- исправлять речь не нужно (нельзя прерывать эмоцию). У каждого ребёнка есть свой набор звуков, которые он уже умеет произносить правильно (логопед даёт эту информацию через «Экран звукопроизношения»). Приём работы: после того, как ребёнок нам что-то рассказал- благодарим его за интересный рассказ и напоминаем, что он может говорить ещё красивее: «Ты уже умеешь красиво говорить. ДАВАЙ СКАЖЕМ ВМЕСТЕ:…». И вместе с ребёнком произносится слово с трудным звуком. Обязательно благодарим ребёнка за усилие. Мотивация к правильному произношению- один из важнейших моментов звукопостановки. На занятиях речь ребенка (звуки) контролировать необходимо, чтобы у детей выработался навык стараться и контролировать самого себя. Взрослый должен быть неизменно доброжелателен, готов прийти на помощь, но твёрд в своих требованиях. Собственно работа по автоматизации поставленных звуков и речевых навыков проводится в конце учебного дня (с каждым ребенком- по 5-7 минут, не более 4 детей за вечер). Это- так называемая работа «по заданию логопеда» («Тетрадь взаимосвязи»).

 

 

 

 

                       

                                                                                                             

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"