Невский район Санкт-Петербурга, как административно-территориальную единицу города, образуют левобережная и правобережная части, разделенные рекой Нева, по которой район и получил свое название.
География района. Невский район расположен в восточной части города и единственный район, который расположен сразу на двух берегах Невы. Восточная граница отделяет Невский от Всеволжского района Ленинградской области. На севере Невский район граничит с Центральным и Красногвардейским районами, на юго-востоке соседствует с Колпинским районом и западная граница отделяет Невский от Фрунзенского района города. Площадь района составляет 63 кв. метра, а численность населения района свыше 450 тыс. человек.
Станции метро района «Рыбацкое», «Обухово», «Пролетарская», «Ломоносовская», «Елизаровская» относятся к Невско-Василеостровской линии. Станции «Улица Дыбенко» и «Проспект Большевиков» относятся к Правобережной линии метро Санкт-Петербурга.
Основные транспортные магистрали.
В левобережной части района: проспекты Обуховской обороны, Рыбацкий; улицы Седова, Бабушкина, Ивановская.
В правобережной части района: набережная Октябрьская; проспекты Дальневосточный, Большевиков, Искровский, Товарищеский; улицы Народная, Дыбенко, Подвойского.
Наличие всего двух переправ через реку (мостов Володарского и Большого Обуховского) в пределах района, разделенного Невой, значительно затрудняет движение автомобильного транспорта. Также негативно на транспортную доступность левобережной части района влияет ветка железной дороги, через которую есть только два переезда с небольшой пропускной способностью.
Экология района.
Экологическая обстановка в Невском районе неблагоприятная и обусловлена значительной нагрузкой многими факторами воздействия на окружающую среду, из-за наличия большого количества крупных предприятий. Невский район можно охарактеризовать как насыщенную промышленными предприятиями зону. Здесь расположено более 70 фабрик и заводов, наиболее крупными из которых считаются Ломоносовский фарфоровый завод, «Звезда», Пролетарский завод, пивоваренный завод «Вена» и пивоварня «Хейнекен», «Реактив», «Пигмент», Невский завод, «Невская косметика» и др.
Большим источником загрязнения окружающей среды района являются автомагистрали областного и республиканского значения (проспект Обуховской Обороны, Октябрьская набережная, улицы Ивановская и Народная, Мурманское шоссе).
Негативно на экологию района влияет железнодорожный транспорт (железная дорога на Москву, проходящая по западной границе района, и две железнодорожные линии в правобережной части района).
Озелененность Невского района достаточно низкая.
История застройки района.
Освоение Невского района началось с левобережной части, когда по указу Петра Первого в 1723 году была проложена дорога через Шлиссельбург на Архангельск. Впоследствии вдоль этой дороги возникли поселения сельского типа: Усть-Славянка, Рыбацкое, Мурзинка, Александровское, Щемиловка, Михаила Архангела, Смоленское. Территория изначально получила название Невской заставы по названию сторожевой заставы.
В конце 19-го начале 20-го столетий район представлял собой неблагоустроенную рабочую окраину. В современных границах Невский район существует с 1917 года. При чем Невским был назван в 1949 году, а до этого носил название Володарского. Интенсивная застройка района начинается в 20-х годах прошлого века, при этом промышленная зона формировалась в левобережной части района, а правобережная часть занята больше жилыми домами разных годов постройки.
Характеристика жилищного фонда.
Невский район можно разделить на отдельные жилые микрорайоны: Большевиков, Весёлый посёлок, Юг Веселого Поселка, Ломоносовская, Елизаровская, Обухово, Рыбацкое.
Микрорайон Большевиков ограничен улицами Кржижановского, Потанина, Дыбенко, проспектом Большевиков, улицами Подвойского, Белышева, Бадаева, Ворошилова, рекой Оккервиль, проспектом Российский пр. и улице Латышских Стрелков. В микрорайоне активно ведется строительство жилой недвижимости и стабилен покупательский спрос на квартиры в домах у станций метро "Проспект Большевиков" и «Улица Дыбенко». Микрорайон отличается хорошо развитой инфраструктурой, включающей крупные торговые и развлекательные центры, кинотеатры, магазины.
Микрорайон Весёлый посёлок ограничен Дальневосточным проспектом, улицами Антонова-Овсеенко, Подвойского, проспектом Большевиков и улицей Новоселов. Основание территории микрорайона началось с постройки рабочего поселка при суконной фабрике Торнтона и писчебумажной фабрике Варгунина. В 1930-х годах построенный Володарский мост связал Веселый поселок со Щемиловкой. Массовая застройка жилыми домами началась в 60-х годах прошлого века. Микрорайон в основном застроен блочными домами 504, 606 серий, а также пятиэтажными панельными «хрущевками». Жилые дворы микрорайона отличаются обилием зелени, есть большой парк. В микрорайоне ведется строительство современного жилья и хорошо развита инфраструктура. В Веселом поселке хорошее транспортное сообщение (две станции метро плюс общественный транспорт).
Микрорайон Юг Веселого Поселка ограничен улицей Новоселов, проспектом Большевиков, Мурманское шоссе, КАД – Новосаратовка. Жилой фонд микрорайона состоит на треть из «хрущевок». Остальная часть включает сталинские дома, 9-ти этажные дома старых серий и кирпичные дома 1970-х годов постройки. В микрорайоне много мест для нового строительства, однако, из-за плохой транспортной доступности, отсутствия станций метро он непривлекателен для застройщиков.
Микрорайон «Ломоносовская» ограничен улицей Фарфоровая ул., проспектом Обуховской Обороны, улицами Чернова, Бабушкина, Тихая, Седова. Кибальчича и Белевский проспектом. Благодаря станции метро «Ломоносовская» в микрорайоне хорошая транспортная доступность. Однако близость промышленных предприятий, плохая экология и низкое качество жилья сказывается на формировании небольших цен на квартиры. Жилой фонд микрорайона в большинстве своем предствален пятиэтажными панельными «хрущевками».
Микрорайон «Елизаровская» ограничен проспектами Б.Смоленским, Обуховской Обороны и Железнодорожный. Жилой фонд представлен домами до- и послевоенной постройки. По сравнению с «Ломоносовской», здесь инфраструктура развита немного лучше, но остальные характеристики (плохое качество жилья и близость промышленных предприятий) такие же.
Микрорайон Обухово ограничен проспектом Обуховской обороны, улицами Грибакиных, Запорожской и расположен в промышленной зоне вдоль железной дороги и реки Нева. Жилой фонд небольшой и представлен в основном «хрущевками».В микрорайоне хорошо развита инфраструктура, неплохая транспортная доступность, однако на популярности микрорайона сказывается близость промзоны и неблагоприятное социальное окружение.
Микрорайон Рыбацкое ограничен Рыбацким проспектом, рекой Славянка, переулком Слепушкина, улицами Тепловозная и Караваевской и проспектом Обуховской обороны. Микрорайон застроен качественными жилыми домами и имеет достаточно объектов социальной инфраструктуры.
Перспективы развития Невского района связаны с городской программой по реновации старого жилья и улучшением транспортной доступности посредством строительства новых мостов и реконструкции существующих трасс.
|