Советы ВОСПИТАТЕЛЯ

 

  

"СОЛНЕЧНЫЕ  ЛУЧИКИ"    

 

 

Советы старшего воспитателя

 

 

   

Советы родителям детей впервые поступающих в детский сад

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ДЛЯ ВНОВЬ ПОСТУПАЮЩИХ

ссылка 

 

Рекомендации по созданию благоприятных условий для адаптации ребенка к детскому саду

Под адаптацией понимается процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и приспособление к её условиям:

  • к новой обстановке;
  • к большому количеству незнакомых детей в группе детского сада;
  • к незнакомым взрослым — воспитатели, помощнику воспитателя, педагогам;
  • к определенным правилам поведения, режимным моментам, питанию

 

Готовьте ребёнка к режиму детского сада заранее

7:00 – 8:00 – приход детей в детский сад

8:00 – 8:30 – подготовка к завтраку завтрак

9:40 – 9:50 – второй завтрак

9:50 – 11:00 – подготовка к прогулке, прогулка

11:10 – 11:40 – подготовка к обеду, обед

12:00 – 15:00 – дневной сон

15:20 – 15:45 - полдник

16:20 – 18:00 – подготовка к прогулке, прогулка

 

В течение дня проводятся: занятия (развитие речи, познавательное развитие, рисование, лепка, музыка и физкультура) организуются игры (дидактические, подвижные, театрализованные, игры для эмоциональной разгрузки), чтение книг, выделяется время для самостоятельной деятельности детей (игра, рассматривание книг, общение со взрослыми и сверстниками, исследование объектов окружающего мира), дети приобретают навыки самообслуживания и элементарного бытового труда.

 

Что нужно принести в детский сад

 

Сменная обувь для детского сада, желательно хорошо фиксирующая стопу, на липучках.

В шкафчике у ребенка запасная одежда: трусы, майка или футболка, колготки, штаны, платье или юбка и прочее.

Для сна: пижама или другая удобная одежда для сна

На музыкальные занятия детям нужны чешки

На физкультурные занятия детям нужны: футболка, спортивные штанишки, не скользкая обувь на липучках (кеды или кроссовки)

В садик ребёнку не надо давать воду, сок, конфеты или еду.

 

КОНСУЛЬТАЦИИ: 

                                    

          

         

Безопасные каникулы

 

нажми на картинку  

 

 

 

Советы родителям будущего первоклассника   

    

Когда лучше идти в школу –  в 6,5  или  7 лет?

 

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Так, ребенку может быть уже семь лет, но психологически он не готов к школе, а другому ребенку еще и шести не исполнилось, а он  проявляет все признаки школьной зрелости.

В первый класс принимаются дети в возрасте 6-7 лет. Важно определить степень готовности ребенка к школе. «Неготовые» к школьному обучению дети – это «контингент риска». Риска испытать наибольшие трудности в адаптации и освоении учебного материала, риска неуспеваемости, риска заболеть от чрезмерных нагрузок и переутомления,  риска быть непринятым в общество сверстников.

Исследователи проблемы школьного старта отмечают, что больше всего «неготовых» к обучению детей выявлено в возрасте пяти – пяти с половиной лет (около 80%), в шесть лет таких детей меньше (около 50%), в шесть с половиной лет еще меньше – до 30%, в семилетнем возрасте их число снижается до 13%,  а в семь с половиной лет их не более 6%. Выявляется закономерность: с увеличением возраста значительно увеличивается количество физиологически зрелых, готовых к школьному обучению  детей. Поэтому, если есть сомнения в том, что ребенок полностью готов к школе, лучше «немного подождать», чем «немного поторопиться».

Если ребенок по возрасту маленький, ему не исполнилось шести с половиной лет, целесообразно проконсультироваться с психологом. Бывает так, что интеллектуально ребенок готов к школьному обучению и в 5 лет, но его физические возможности не позволят выдержать нагрузку первоклассника, вследствие чего будет накапливаться усталость, возможны стресс, невроз, болезни в первый год обучения.

Иногда ребенок по каким-либо причинам (например, по состоянию здоровья) не может учиться в школе и с 7 лет. В этом случае по врачебным показаниям он пойдет в 1-й класс после 7 лет (в 8 или даже в 9 лет).

 

 

   Какой ребенок готов к школе? 

 

Лучше включается в школьную жизнь готовый к школе ребенок. Готовность к обучению в школе способствует более успешной адаптации первоклассника к новой ситуации школьного обучения, сохранению физического и психического здоровья.

Впервые приходя в школу, ребенок не просто переступает ее порог, а переходит на новую общественно значимую социальную ступеньку – становится школьником. Соответствие этой социальной роли требует от ребенка умения ориентироваться на систему правил и умения управлять собственным поведением. Появление в сознании ребенка стремления быть школьником является показателем того, что он готов принять позицию школьника.

Центральным элементом принятия роли ученика является выраженная учебная мотивация и ее преобладание над игровой. Многие исследователи проблемы солидарны в том, что это – один из самых важных показателей готовности к школе.

Наличие такой готовности обнаруживается в том, что ребенок теряет интерес к дошкольным видам деятельности и образу жизни и активно проявляет интерес к новой социальной роли школьника, к школьно-учебной деятельности как наиболее значимой, к новому школьному типу взаимоотношений с учителем (требования которого обязательны) и с одноклассниками как партнерами по учебе. Если ребенок не готов взять на себя роль ученика, то у него неизбежно появятся проблемы в освоении учебной деятельности, в подчинении правилам школьной жизни, в управлении своим поведением и умственной деятельностью. По исследованиям, от 10% до 33% первоклассников испытывают трудности в установлении контактов с окружающими (учителями и учащимися), что негативно сказывается на процессе адаптации к новому школьному окружению и, уже вторично, на освоении учебной деятельности.

В жизни первоклассника все большее место начинает занимать новый вид деятельности  - учебная – которая активно вытесняет игру на второй план. Готовность к учебной деятельности предполагает определенный уровень развития у ребенка психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), способность принять учебную задачу, следовать указаниям учителя, а также познавательную направленность интересов и некоторые специальные умения, помогающие осваивать специфические виды учения (знание букв, умение читать, владение различными способами штриховки, счет и решение простых арифметических задач и др.).

Важно также оценить готовность ребенка к школьным нагрузкам и новому режиму дня. Она определяется по состоянию здоровья ребенка, уровню его работоспособности и утомляемости, уровню развития движений и двигательных качеств, а также функциональной зрелостью органов и систем детского организма.

Существует термин "школьная зрелость", который подчеркивает значимость именно данного аспекта готовности к школе. Незрелые дети испытывают наибольшие трудности в обучении и вызывают особую тревогу, так как даже в случае нормальной успеваемости их положительные результаты в учебе достигаются за счет чрезмерного напряжения сил, что неблагоприятно сказывается на здоровье. Физиологическая незрелость не является причиной отказа от обучения, однако надо понимать, что школьно незрелому ребенку обучение в школе будет даваться с большими усилиями, а чрезмерные нагрузки могут привести к болезни. Поэтому лучше не торопиться со школой, а год еще подождать.

Таким образом, понятие "готовность к школе" сложное, многогранное, комплексное. Готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. Готовность к школе - результат всего предыдущего периода развития ребенка.

 

   В какую школу идти?      

 

Выбор школы, в которую "первый раз в первый класс" пойдет ребенок, дело очень ответственное. От того, насколько удачным он окажется, во многом зависит успех и первого, и последующих лет школьного обучения.

В условиях вариативной образовательной системы родителям предоставлено право выбора школы. Существуют разные типы школ:

-       Средняя общеобразовательная школа. В ней обучают детей по программам, утвержденным Министерством образования. Количество предметов также определяется образовательным стандартом. В такой школе могут быть классы с углубленным изучением ряда предметов (гуманитарного, естественнонаучного направления).

-       Гимназия. Образовательное учреждение гуманитарного уклона, в котором большое внимание уделяется дисциплинам гуманитарного направления (литература, история, право, иностранные языки).

-       Лицей. Образовательное учреждение с преобладанием в нем естественнонаучных и технических дисциплин.

-       Школа с углубленным изучением предмета (предметов). В этом образовательном учреждении преподавание направлено на узкую специализацию по отдельному предмету (предметам). Нередко такие школы сотрудничают с каким-либо высшим учебным заведением. Тогда под руководством преподавателей ВУЗа более глубоко изучаются профилирующие в институте дисциплины.

 

Обучение в последних трех типах школ требует достаточно высокого уровня готовности ребенка к школе, раннего проявления способностей, склонностей, интересов и хорошего здоровья, поскольку в этих типах школ предполагается больше часов обучения в неделю. Поэтому если ребенок часто болеет, мал по возрасту или еще не вполне готов к школе, еще раз взвесьте все "за" и "против" при выборе школы со сложной образовательной программой.

В большинстве современных школ организация учебной деятельности строится не только на основе сотрудничества, но также  соперничества и оценки, а успешность учебного процесса оценивается по результату. Основное положение обучения – одновременное изучение всеми детьми в классе одинакового для всех учебного материала в строго установленные сроки. Ученики взаимодействуют с учителем не индивидуально, а вместе, как группа. Количество учеников обычно колеблется от 25 до 30 человек. Это обстоятельство надо учитывать, если ребенок не посещал детского сада до школы, а рос дома с бабушкой. Ему придется не только осваивать школьную программу, а и  учиться взаимодействовать со сверстниками. Если он привык получать индивидуальное внимание со стороны взрослых, то такая перемена неизбежно вызовет стресс, особенно если освоение учебной программы будет вызывать некоторые трудности.

Сегодня уже существуют школы, которые строят свои организационные принципы на иных основах. Преимущественно это частные школы. Учебный процесс отличается большей гибкостью, обучение строится на индивидуальной основе или ориентировано на небольшие группы учащихся (7-10 человек) в таких школах каждый ребенок учится в том темпе, который для него оптимален. Если родителей больше интересует эмоционально-личностное развитие ребенка и есть материальные возможности, то для обучения ослабленных детей, детей без опыта общения со сверстниками, маленьких по возрасту выбор такой школы предпочтителен.

Желательно, чтобы школа находилась недалеко от места проживания ребенка, и дорога от дома до школы не занимала много времени (не более 15-20 минут), имела безопасные пути подхода к зданию.

Решающее воздействие на ребенка в большей степени все же зависит не от самой школы, а от учителя ребенка. Целесообразно познакомится с педагогами школы, узнать их квалификацию, образование, стаж работы. Выбирайте учителя, который подходит Вашему ребенку. Задайтесь вопросом: "Принесет ли ребенку пользу встреча с этим учителем?" И если ответ будет утвердительным, принимайте решение.

   Советы родителям при выборе школы:

 

1.     При выборе школы и образовательной программы объективно оцените способности своего ребенка, состояние его физического здоровья, мечты и желания. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для ребенка;

2.     Узнайте про подходящие школы как можно больше из справочной литературы, от знакомых и родителей, чьи дети уже учились в этой школе, посетите школу сами, чтобы иметь собственное впечатление о ней;

3.     При посещении школы обратите внимание на ее внешний вид, благоустроенность территории, наличие спортивных площадок, внутреннее оформление, информацию для родителей и учеников, посмотрите классы, столовую, коридоры, кабинеты музыки, рисования, библиотеку, спортивный зал, туалеты (эти места зачастую могут дать гораздо более полную и объективную информацию, нежели слова школьной администрации);

4.     Находясь в школе, обратите внимание на младших школьников, их настроение, поведение, общение с детьми и взрослыми;

5.     Побеседуйте с завучем, директором, учителем о программе школы, правилах и условиях обучения детей, факультативах и кружках, перспективах обучения в средней школе, связях школы с другими учреждениями, ознакомьтесь с уставом школы, обратив особое внимание на раздел "права и обязанности участников образовательного процесса". Если это частная школа, поинтересуйтесь лицензией на право ведения образовательной деятельности, ее сроке действия;

6.     Обязательно лично поговорите с потенциальным будущим учителем, уточните его  требования к будущим первоклассникам. Не бойтесь показаться излишне настойчивым, не стесняйтесь спрашивать обо всем, что вас интересует. Чем больше информации вы соберете, тем больше шансов принять правильное решение, о котором потом не придется сожалеть.

7.     Помните, что школа, в которой было бы все: и опытные педагоги, и современная учебная программа, и небольшие по численности классы, и компьютеры, и спортзалы, и чтобы рядом с домом, да еще все бесплатно, - вряд ли существует, поэтому, скорее всего, придется принять компромиссное решение.

 

  

ТЕСТ   

«Готов ли ваш ребенок к школе?»

Тест поможет вам избавиться от возникающих сомнений и дать реальную оценку практическим способностям ва­шего ребенка.

 

Тест на так называемую «школьную зрелость» необхо­димо провести с вашим ребенком в игровой форме. Для этого дайте ему альбомный лист бумаги с заранее оформ­ленными заготовками и карандаш. Ребенку надо будет вы­полнить ряд несложных заданий.

 

1-е задание «Звезда» 

На альбомном листе нарисуйте пятиугольную звезду. Рядом нарисуйте пять точек, обозначающих кончики лу­чей звезды. Между ними нарисуйте еще пять точек в тех местах, где расположены впадины между лучами.

Вместе с ребенком родители рассматривают готовый рисунок звезды, а затем предлагают ему соединить нари­сованные ниже десять точек так, чтобы получилась точно такая же пятиугольная звезда.

Ребенок должен самостоятельно справиться с постав­ленной задачей. Приведенные ниже возможные варианты рисунка, выполненные вашим малышом, помогут вам пра­вильно оценить его способности по пятнадцатибалльной системе.

От 11 до 15 баллов вы можете поставить своему малы­шу, если все точки соединены правильно и представляет­ся возможным явно узнать контуры звезды. Неважно, в какой последовательности малыш соединял эти точки. Линии могут быть неровными, углы могут быть не остры­ми, а слегка обтекаемыми.

От 6 до 10 баллов выставляется в том случае, если ли­нии небрежны, точки соединены неаккуратно, каждый луч звезды нарисован отдельно. Контуры звезды узнать слож­но. Отсутствуют один-два луча.

От 1 до 5 баллов выставляется в том случае, если рису­нок примитивен, отсутствует более двух лучей или отсут­ствуют контур или очертания звезды.

Оценив степень выполнения задания № 1, запишите его результат на том листе, на котором малыш рисовал звезду.

2-е задание «Кошка» 

Попросите ребенка нарисовать кошку. Пусть кошка си­дит или стоит — это не важно. Малыш не должен раскра­шивать картинку разноцветными карандашами или фло­мастерами. Нужно, чтобы рисунок кошки был выполнен графическим способом — простым карандашом.

По пятнадцатибалльной системе оцените результат.

От 11 до 15 баллов. У нарисованной кошки обяза­тельно должны быть четыре конечности, голова, туло­вище и хвост. На голове — два треугольных уха, глаза, нос, рот (могут быть еще усы). Голова не должна быть больше туловища. Желательно, чтобы голову и тулови­ще соединяла шея, но не беда, если она отсутствует. Лапки кошки должны быть пропорциональны туловищу (на них могут быть когти). Непременно должен при­сутствовать хвост (пушистый или гладкий, длинный или короткий, в зависимости от детской фантазии).

От 6 до 10 баллов. У нарисованной фигуры имеются голова, туловище, лапы и хвост. Но иногда конечностей только три или две. Уши круглые, а не треугольные или отсутствуют вообще. Хвост может быть обозначен лишь одной линией. Нарисованы также глаза, нос и рот.

 От 1 до 5 баллов. Примитивный рисунок головы и туловища. Изображена только одна пара лапок, причем каждая из лап обозначена одной линией. Отсутствуют уши, хвост, детали мордочки, или в целом нет ничего похожего на заданную фигуру животного.            Оценив степень выполнения задания № 2, запишите его результат на том листе, на котором ваш малыш рисовал кошку.

3-е задание «Меню» 

Это задание предусматривает переключение внимания с той целью, чтобы дать ребенку несколько расслабиться и отдохнуть.

Ребенку предлагают три игрушки, изображающие жи­вотных, допустим собачку, лошадку и мышь. Ребенок дол­жен знать, кто из этих животных чем питается. Один из родителей будет перечислять слова, обозначающие пред­меты питания зверей (например, косточка, сыр, сено, зерно, мясо, трава и т.д.). При каждом таком слове ребе­нок должен взять в руки нужную игрушку. Так, при слове «сено» он должен взять в руки лошадку и т. д.

От 11 до 15 баллов. Ребенок внимательно слушал воп­росы, некоторое время думал перед тем, как взять ту или иную игрушку, при этом не ошибся ни разу или ошибся один раз, но самостоятельно поправился.

От 6 до 10 баллов. Ребенок ошибся более двух раз или просто не знал ответов на несколько предложенных воп­росов.

От 1 до 5 баллов. Малыш часто путался или вовсе отка­зался отвечать на вопросы. Все вопросы вызвали у него крайнее затруднение.

Оценив степень выполнения задания № 3, запишите его результат.

4-е задание «Имя»  

Заготовка: на листе бумаги напишите разборчивыми прописными буквами полное имя вашего малыша. Объяс­ните малышу, что эта надпись обозначает его имя. Но так как ребенок еще не может как следует писать про­писными буквами, его нужно попросить переписать это слово так, как он это сумеет. Проще говоря, ему надо будет здесь же, рядом, скопировать написанное. Пусть малыш имитирует надпись по мере своих сил и возмож­ностей, не следует ему помогать. Время выполнения за­дания не ограничено. Рассмотрев слово, написанное ру­кой малыша, попробуйте оценить его по пятнадцати­балльной системе.

От 11 до 15 баллов. Буквы, написанные ребенком, в два-три раза превышают по размеру образец или близки к образцу. Написанное малышом имя вполне можно прочи­тать. Слово может быть несколько отклонено от прямой линии строки. Буквы связаны между собой, или отсутству­ют одна-две соединительные линии.

От 6 до 10 баллов. Слово можно прочесть. Отсутству­ет соединение букв в слове. Отсутствует графическая точ­ность изображения. Некоторые буквы не дописаны до конца.

От 1 до 5 баллов. С образцом имеют сходство лишь одна-две буквы. Имитированное малышом имя едва ли имеет видимость письма.

Оценив степень выполнения задания № 3, запишите его результат.

 

  Просуммируйте полученные результаты всех четырех заданий. По оценке полученных данных вы можете опреде­лить, насколько ваш малыш подготовлен к школе.

 

45 — 60 баллов. Ваш ребенок, без сомнения, может быть зачислен в школу. Он успешно будет справляться со школьной программой; школьные задания не вызовут у него сильных затруднений. Малыш не переутомится и бу­дет уверенно чувствовать себя в первом классе.

31 — 44 баллов. В целом ваш малыш готов к школе. Используя рекомендации, приведенные в третьей главе этой книги, позанимайтесь с ним дома, чтобы приобретенные им умения и навыки нашли выражение в более совершенной форме. Однако начало учебы может выз­вать у него некоторые затруднения, но они будут иметь временный характер.

18 — 30 баллов. Уровень готовности вашего малыша к школе оставляет желать лучшего. Ребенку будет тяжело осуществить переход от дошкольного детства к школе. Ро­дителям следует обратить особое внимание на отдельные результаты каждого из заданий теста. Какое задание вызвало у ребенка наибольшие сложности? Может быть, малыш недостаточно хорошо знаком с алфавитом, он не знает, сколько лап у кошки и чем питается собака, или у него сложности с соединением точек? Необходимо вмес­те с ребенком несколько раз правильно выполнить вышеуказанные задания, задерживая его внимание на исправлении ошибок. Когда малыш поймет, в чем он ошибался, попробуйте повторить тест.

17 баллов и менее. Малышей с подобными результата­ми авторы теста советуют повременить записывать в школу. Ребенок явно не готов к той нагрузке, которая ляжет на него при поступлении в первый класс. Уделяйте ребенку больше внимания, старайтесь заполнить его свободное время полезной, развивающей деятельностью, чередуя физические и интеллектуальные нагрузки. Но на развитии интеллекта все же следует сделать акцент. Если воз­никнет необходимость, ребенку надо будет пройти специальное медико-педагогическое обследование, а роди­телям посоветоваться со специалистами в индивидуальном порядке.

 

Чего НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ ШКОЛЬНИКУ  

 

"Ты ведь можешь учиться по всем предметам на одни пятерки"

Конечно, приятно похвалиться перед родственниками и знакомыми дочкой - круглой отличницей. Но задумайтесь: так ли важны вашему ребенку успехи абсолютно по всем предметам или ему приходится осуществлять ваши мечты. Часто, требуя хороших оценок, родители не замечают реальных успехов ребенка, его умений и способностей.

Кстати, круглые отличники часто не могут разобраться, какая область знаний для них действительно интересна и ценна. Ведь им приходится быть "на уровне" и по физике, и по литературе, и по биологии.

На самом деле такая категоричная родительская требовательность мешает развить в ребенке умение грамотно распределять свои силы и время, ориентируясь на важность работы.

Для взрослых ведь не равнозначны мытье полов и подготовка доклада к совещанию на работе, хотя и то, и другое нужные дела! Так дайте возможность своему умному и замечательному отличнику самому решать, что для него нужнее: "5" и по истории, и по физике или "5" по истории, "4" по физике и баскетбольная секция по субботам.

"Все дети жалуются, что им скучно учиться, не стоит на это обращать внимания"

В самом деле, энтузиазм первоклассника угасает уже на второй-третий год обучения. Что уж говорить о подростках. Причем нудить, что ему скучно, может и отличник, и троечник. Но закрывать на это глаза не стоит, а надо попытаться понять: почему скучно.

Может быть, слишком легкие задания и вашему гению пора переходить к высшей математике? Тогда прикупите различные "занимательные" математики, биологии, истории и прочую вспомогательную литературу, которая может простимулировать интерес к учебе.

Детское "мне скучно" может также означать и то, что не складываются отношения с учителями. И тогда вам придется выяснить, в чем состоит конфликт, и попытаться его решить.

"Быстро и хорошо сделать уроки просто невозможно"

Так думают многие родители и требуют от школьника сидеть за домашним заданием день и ночь. На самом деле, чем дольше ребенок сидит за уроками, тем больше устает и тем меньше у него остается в голове.

По мнению медиков, первоклассники не должны тратить на домашние задания более 1 часа, второклашки больше 1-1,5 часа. В третьем-четвертом классах на это должно уходить около 2-х часов, в пятом-шестом  - 2-2,5, в седьмом - около 3-х, а в старших классах - около 4-х часов. Ученикам начальной школы надо делать перерыв каждые полчаса на 30 минут, старшеклассникам каждые 45 минут - на 15 мин.

Когда школьник занимается по ночам, это говорит не только о том, что он не умеет правильно распределять свое время. Но и о том, что вы его этому не научили. Кроме того, вечерний сон полезнее утреннего. Да-да, лучше встать на час раньше и почитать на свежую голову: этот час "покрывает" три вечерних, и утром информация усваивается лучше.

"Легкие задания делать необязательно, рутина ничему не научит"

Действительно, если ребенок справляется без труда с заданиями, начинает казаться, что их выполнение - напрасная трата времени. И все же они должны быть сделаны. Как правило, это задания на закрепление материала, что немаловажно. Кроме того, решение "занудных примерчиков и простеньких упражнений" воспитывают усидчивость, вырабатывают настойчивость и терпение.

Поэтому не ограждайте ребенка от рутинных заданий, а учите справляться с ними. Объясните, что и вы, к примеру, моете посуду вовсе не потому, что это самое увлекательное на свете занятие. И помогите увидеть в скучном маленьком задании часть интересного большого.

"Пусть пропустит денек и не пойдет в школу, в жизни ему еще достанется"

Когда мамы и папы нынешних школьников сами были учениками, они и помыслить не могли, чтобы пропустить даже один урок без уважительной причины. Сейчас же не только медики и психологи, но и учителя более гибко относятся к этому понятию. И уважительной причиной может быть не только плохое самочувствие, но и переутомленность, и даже отпуск родителей.

Хотя и здесь нужна мера. Ведь чаще всего ребенок устает потому, что не соблюдает элементарный режим дня. Кладите его спать вовремя, следите, чтобы он не только чах над уроками, но и гулял на улице. Осторожно надо подходить и к вопросу с отпуском или выходным после праздника. Вы уверены, что ваш ребенок достаточно взрослый? И он поймет, что внеурочные выходные - это приятное исключение и не может стать правилом?

Если же подобными исключениями злоупотреблять, то ни к чему, кроме необязательности и безответственности, это не приведет.

"А ты, двоечник, не заставляй меня больше краснеть перед учителем"

Мы чувствуем себя виноватыми, когда слышим жалобы учителя на поведение, нестарание или плохие оценки детей. Мамы и папы идентифицируют себя со своим ребенком. И когда критикуют их чадо,   злятся вместе с ним на "глупую училку" или на "бестолкового лодыря" вместе с учителем.

Под мишень тут же попадает "бестолковый лодырь", но не потому, что ленится, а потому, что заставил маму краснеть. Учитель распекал своего подопечного, а не маму, которой следует не кричать на родного сыночка, а помочь ему. То, как вы поведете себя в данной ситуации, будет моделью разрешения конфликтов для ребенка в будущем. Выбирайте для себя и для него: скандал или анализ проблемы без лишних эмоций.

 

 

                       Часы, часы, часики 

 

С приходом ребенка в школу в его жизни начинают осо­бую роль играть временные указатели. Мама будит его поут­ру словами «пора вставать», торопит с завтраком — «ешь, а то можешь опоздать», волнуется, ожидая из школы, а дома встречает вопросом — «почему вас задержали?». Время уче­бы ребенка подчинено школьному звонку.

Существует народная загадка про часы; «Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу — когда обедать, когда спать, когда учебу начинать». Очень точная загадка, все детали в ней подмечены. Если пошел ребенок в школу, он должен научиться самостоятельно, без посторонней помощи, определять точное время и знать, что он должен делать в это время. Задача родителей — показать дошкольнику, как ориентироваться по циферблату, ведь такое познаватель­ное приобретение станет необходимым в течение всей жизни.

Обучить этому несложно — типовые циферблаты есть в каждом доме.

Возможно, что обучение малыша определять время продлится несколько занятий. Сначала проверьте, уме­ет ли ребенок считать до двенадцати и знает ли он циф­ровые обозначения каждую цифру. Закрепите эти зна­ния, указав на циферблате каждое число. Пусть ребе­нок вместе с вами вслух посчитает до двенадцати, переставляя палец от цифры к цифре. Посмотрите, сколько часов имеется в вашем доме, каковы их вне­шние различия и предназначение — ручные, настен­ные, будильник и т.д.  

Расскажите о назначении стрелок. Маленькая стрелка показывает точный час, эта стрелка чуть потолще боль­шой. Большая стрелка — минутная. У разных часов есть свои сигналы — тиканье; звон, наконец, бой. Пусть ре­бенок попытается передать голосом механические звуки часов.

Объясните малышу, что на циферблате расположены цифры, указывающие двенадцать часов. Каждый час от­дельными черточками разделен на 60 минут. Часы и ми­нуты показываются разными стрелками — большой и маленькой. То, что часовая стрелка — маленькая, а ми­нутная — большая, принято для любых часов во всем мире — и на главных часах нашей страны — кремлев­ских, и на крошечных наручных. Кроме того, все часы в мире ходят в одну сторону. Есть даже такое выражение — «двигаться по часовой стрелке», то есть ходить по кру­гу так, как действительно ходят стрелки — указатели времени. Пусть ребенок убедится, наблюдая за часами, что часовая стрелка движется медленно, а минутная ее обгоняет. Пока часовая стрелка проходит расстояние от одной цифры к другой, большая успевает обежать весь круг.  

Начать обучение лучше с наблюдения за движением часовой стрелки. К примеру, если утром часовая стрелка находится на цифре «8», это означает 8 часов утра и что пора идти в школу. Если стрелка стоит на цифре «двенад­цать», то пора возвращаться из школы домой. Если стрелка расположена между цифрами, значит, и время находит­ся на переходе от одного часа к другому. Поиграйте с ребенком в своеобразную игру — в течение дня несколько раз спросите его: «Который час?» Если ребенок не знает чисел до шестидесяти, пусть он не называет вам, сколько минут показывает минутная стрелка, а говорит лишь, сколько часов показывает часовая. Малыш может сообщить вам о местонахождении и минутной стрелки — на какой цифре она расположена. Постепенно с практи­кой к малышу придет навык уверенного определения вре­мени по часам.

Можно изготовить макет циферблата, причем стрелки хорошо сделать движущимися, прикрепив их в центре кнопкой, куском проволоки и т.д.

С умом играем — знаний набираем. А вот с приобре­тением настоящих наручных часов для первоклассника лучше не торопиться — они будут отвлекать его внима­ние от других, более прозаических моментов школьного урока.


 

        На что годятся старые журналы и новые рекламы

 

 

Если в доме скопилось много старых журналов с ил­люстрациями и цветными вкладками, не выбрасывайте их, ошибочно посчитав, что от этого в доме сразу при­бавится много квадратных метров. Из журналов можно извлечь посильную пользу, обучая ребенка сразу несколь­ким новым навыкам. В этих целях могут также использо­ваться многочисленные рекламные проспекты, которы­ми полны сегодня все почтовые ящики. Вот лишь неко­торые способы занятий с иллюстрациями из журналов, содержащими доступную для восприятия ребенка ин­формацию.

Рассматривание иллюстраций. Сначала пусть малыш на­зовет все изображенные предметы, определит сюжет ил­люстрации. Попробуйте вместе с ребенком пофантазиро­вать — а что происходило за минуту до изображенного события? Где и в какое время происходит запечатленное действие? Если перед вами пейзаж, «населите» его людь­ми. Может быть, ребенок сочинит какую-нибудь исто­рию, произошедшую с ними.

Пусть ребенок назовет изображенные одним цветом предметы, определит, сколько на рисунке различных предметов. Научите ребенка обращаться с ножницами, предложите ему вырезать из иллюстраций понравившие­ся изображения, например животных. Дайте малышу не­сколько конвертов и объясните, что в один конверт он может складывать вырезанные изображения машин или человечков в шляпах для папы, в другой — изображения цветов или женщин в разных платьях для мамы и т. д.

Из любых цветных иллюстраций можно сделать оча­ровательную поделку — бабочку. Квадрат, вырезанный из цветной страницы, складывается мелкой гармошкой по диагонали. Две такие заготовки разных размеров при­кладываются друг к другу и скрепляются ниткой. Бабоч­ка готова. При желании ей можно приделать свисающие усики из ниток или тонких полосок бумаги. Очень на­рядно смотрятся несколько таких бабочек разных разме­ров, подвешенных на ниточки и прикрепленных в ком­нате малыша к люстре.

 

 

    Целая планета в школьном рюкзачке     

 

В одной доброй, старинной книге старая няня, провожавшая девочку в первый учебный день в школу, напут­ствовала ее:

— Веши беречь надо! За них деньги плачены, не че­репки!

Запомним и мы это мудрое правило.

Чтобы приобрести комплект учебных принадлежнос­тей для занятий в первом классе, родителям будущего школьника придется выложить немалую сумму. Конечно, сегодня учебные принадлежности стали более привлека­тельными и удобными для их использования. Скажем, лет двадцать назад врачи-педиатры в один голос утверждали, что для первоклассника надо покупать непременно ра­нец, а не сумку-портфель, так как это будет положитель­но влиять на формирующийся позвоночник и правиль­ную осанку ребенка. На практике же в большом ходу все-таки были портфели, которые носили, перекладывая из одной руки в другую. Однако теперь сложилась диамет­рально противоположная школьная практика. Редкий пер­воклассник пойдет в школу, не имея ран­ца-рюкзачка.

Покупкам для школы надо посвятить торжественный поход по магазинам. Причем важно, чтобы в этом походе непременно участвовал и ребенок. Пусть он сам выберет, какой пенал ему больше нравится — пластмассовый или деревянный, какая папка для тетрадей — в горошек или в полоску, какие ластик, точилка, авторучки, тетра­ди и т.д.

Как правило, возвращаясь домой после такого похо­да, ребенок чувствует себя обладателем несметных бо­гатств. Что же, пусть малыш вдоволь поиграет с ними, рассмотрит, повертит в руках, даже понюхает. Пусть даже вынесет во двор и похвастается новой ве­щью перед друзьями. Только предварительно покажите ребенку, как правильно пользоваться той или иной ве­щью. Пусть ребенок научится без усилий запирать рюк­зак, открывать и закрывать пенал и папку, пользоваться авторучкой и карандашами, вдевать тетради в обложки. Не сердитесь, если маленькие ручки дошкольника еще не очень ловки, постоянный повтор одних и тех же дей­ствий приучит малыша уверенно проделывать эти опе­рации.

К бережливости малыша приучать надо как можно

раньше.

- Посмотри, — объясняет взрослый, — тетрадку кладут в папку, чтобы она не мялась. А карандаш всегда должен быть хорошо отточен — так он проводит красивую узкую линию. А книжки и тетрадки пусть будут в обложках, так они останутся чистыми и не обтреплются. В книжках нельзя загибать углы страниц. Для того чтобы отметить нужную страничку, нужно использовать закладку. В течение всего учебного года родителям приходится помогать ребенку наводить порядок в его маленьком рюкзачке. Делать это необходимо, ведь для ребенка рюкзачок— целая планета, которая помогает ему идти дорогой знаний. Как сказал Маленький принц в известной сказке, нужно приводить свою планету в опрятный вид каждое утро: "Умылся сам — приведи в порядок и свою планету".

 

Дата последнего обновления страницы 10.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения